Conan вики
Advertisement

Хайборийская эра (англ. Hyborian Age, в других переводах Гиборейская или Гиборийская (Гиперборейская)) — вымышленная эра в истории человечества между 20 000 и 9500 годами до н.э., являющаяся сеттингом фэнтези-сериалов о Конане Киммерийце, Рыжей Соне и других. Создана Робертом И. Говардом в 1930-х годах. Подробное описание Хайборийской эры было сделано Говардом в статье, опубликованной в фэнзине The Phantagraph в 1936 году (публикация началась ещё при жизни автора, закончилась — после его смерти). Хайборийская эра считается первой достоверно известной фэнтези-вселенной, о которой были опубликованы книги.

История вселенной Хайборийской эры привязана к истории реального мира, и имеет схожую географию (в соответствии с легендой, материки поменяли очертания за тысячелетия, приняв нынешний облик). Названия стран и других географических объектов (Атлантида, Стигия, Ванахейм) позаимствованы Говардом из различных мифов и исторических трудов. По описанию Говарда, в хайборийскую эпоху ещё жива память о погибших Атлантиде, Лемурии и Му; помнят и более близкое прошлое — древнюю империю Ахерон, владевшую большей частью континента.

История[]

Допотопная эра[]

Хайборийской эре предшествовала допотопная Турийская эра, о которой известно из хроник немедийских летописцев. Цивилизованные государства — Валузия, Верулия, Коммория, Грондар, Туле, Камелия — занимали лишь небольшую часть суши. Наиболее влиятельными в этот период были монархи Валузии и Коммории. Валузия была самым западным, а Грондар — самым восточным государством. Обитатели Грондара были менее цивилизованы, чем другие. Юг и восточное побережье материка населяли таинственные расы. Варварами этой эпохи были пикты, атланты и лемурийцы. На востоке Турийского континента простиралась бесконечная пустыня. Южные побережья населяли таинственные дочеловеческие цивилизации. Турийская культура клонилась к упадку. После многочисленных войн между Валузией и Комморией континент покорили атланты.

Потом Катастрофа опустошила землю. Ушли на дно Лемурия и Атлантида; острова пиктов поднялись и стали горными вершинами нового материка. Целые народы исчезли с лица земли.

После Катастрофы[]

Колония пиктов на южной границе Валузии уцелела. Атланты переселились на континент, покинув затонувшую родину. После продолжительных и жестоких войн их цивилизация была уничтожена варварским племенем пиктов, которые остановились в развитии. Лемурийцы спаслись на восточном побережье Туранского континента, где попали под иго загадочного древнего народа.

Следующая, так называемая Малая Катастрофа ещё больше преобразила материк. Великие озёра слились в одно внутреннее море, отделившее Восток от Запада. Через тысячу лет после Малой Катастрофы Запад представлял собой страну джунглей, населённую одичавшими потомками атлантов и пиктов.

На Востоке лемурийцы подняли восстание, перебили своих угнетателей и живут среди развалин загадочной цивилизации. Остатки их поработителей двинулись на Запад и установили там свою власть. Так возникло государство, именуемое Стигия. На её восточных рубежах живут кочевники-шемиты.

Возвышение хайборийской цивилизации[]

Возрастает могущество народов Севера, называющих себя хайборийцами. Хайборийцы заселили весь север и завоёвывают земли к югу и западу. Одно из северных племён овладело искусством возводить каменные постройки и превратилось в первую хайборийскую державу — варварское королевство Гиперборея. Это дало толчок развитию других племён. В следующее тысячелетия хайборийцы разгромили империю Ахерон и подчинили себе весь Запад.

Пять веков спустя границы государств уже чётко определены. В западной части мира преобладают хайборийские державы — Аквилония, Немедия, Бритуния, Гиперборея, Коф, Офир, Аргос, Коринфия и Пограничное Королевство. К востоку от них лежит Замора, к западу — Зингара. Далеко на юге шемиты сбросили стигийское ярмо и отбросили угнетателей за реку Стикс. Тут на карте появляются гирканцы — потомки лемурийцев. На южном побережье моря Вилайет они основали королевство Туран.

Падение хайборийской цивилизации[]

Через пятьсот лет после правления Конана Великого в Аквилонии хайборийская цивилизация погибла. Произошло это после того, как Арус, немедийский священник, прибыл миссионером в дебри пиктов, он стал советником вождя Горма, помогая тому развивать его племя по пути цивилизации. Пикты овладели изготовлением оружия из стали и вскоре двинулись войной на цивилизованные королевства, погружённые в междоусобицу. Арус попытался склонить их к миру, но был убит. Оборона Аквилонии, ослабленная уничтожением боссонцев, была сметена, и Горм вскоре стал владыкой всего Запада. В это время земли на юге и востоке были покорены гирканцами. Варвары из Асгарда перемешались с немедийцами и образовали государство немедийских асов. Их вождь Хьялмар убил старого Горма в бою.

Через несколько десятилетий наступил ледниковый период, вынудивший северные племена двинуться на юг. Киммерийцы уничтожили недолго просуществовавшую на обломках Аквилонии империю пиктов и вторглись в Туран. На юге ваны захватили Стигию и основали королевство, названное Египет. Киммерийцы заселили побережье моря Вилайет и дали своё имя нынешнему Крыму, часть из них мигрировала на Запад после новой катастрофы и стала предками кельтских племён. Гирканцы стали предками тюркских племён и монголов.

Страны Хайбории[]

Advertisement